Содержимое
Русский тяжеловоз – первая российская порода, которая изначально создавалась как тяжелоупряжная лошадь, а не из серии «так получилось». До тяжеловозов существовали упряжные лошади, которых в то время называли «ломовыми». Это были крупные и достаточно массивные животные, более близкие к универсальному типу. Такой была выведенная в XVIII веке Кузнецкая лошадь.
Но выведенная на основе аборигенного поголовья Западной Сибири крепкая рабочая лошадь не в полной мере отвечала требованиям к тяжеловозным породам. Это и послужило причиной ее исчезновения из-за смешивания с завезенными в XIX веке западными тяжеловозами.
История
Формирование же русского тяжеловоза проводилось на европейской части Российской империи. Началось оно во второй половине XIX века, когда в Россию начали поступать бельгийские универсальные лошади. Свое имя эти лошади получили по названию местности, в которой были выведены. Регион называется Арденнами и расположен на границе Бельгии и Франции.
Планомерно разводить Арденнов начали в заводе при Петровской (Тимирязевской) Сельхозакадемии. Арденны были очень неприхотливы и подвижны, но имели множество экстерьерных недостатков. Примерно в этом же время в Россию стали активно завозить и другие породы тяжелоупряжных лошадей из Европы.
После Петровской Сельхозакадемии заводы по разведению Арденнов были организованы в Малороссии и на юго-восточной границе империи. В Малороссии с целью улучшить экстерьерные характеристики Арденнских лошадей их начали скрещивать с местными кобылами, приливая также кровь Брабансонов и Орловских рысаков. На картине 1898 года лошадь породы Русский тяжеловоз показывает значительную долю орловской крови.
Тогда эти лошади еще не назывались Русскими тяжеловозами. Более того, сегодня любой специалист уверенно скажет, что на картине помесь Орловского рысака с какой-то тяжеловозной породой. Причем не слишком удачная: короткая, но тонкая шея; слишком тонки для массивного туловища ноги; слабоватый для тяжеловоза круп с недостаточно развитыми мышцами. Это то, что было унаследовано от Орловского рысака – легкоупряжной скоростной породы. А вот крупная грудная клетка и прямая лопатка указывают на шаговую Арденнскую породу тяжеловозов.
В 1900 году выводимая в Российской империи порода тяжеловозов была впервые представлена на Парижской выставке. Развитию новой тяжеловозной породы воспрепятствовала Первая мировая война и последовавшие за ней Великая Октябрьская революция и Гражданская война. Эти невзгоды практически уничтожили зарождавшуюся русскую тяжеловозную лошадь. В 1924 году удалось найти лишь 92 жеребца. Хотя будущим русским тяжеловозам повезло больше. От Стрелецкой породы осталось лишь 6 голов, из которых лишь 2 были жеребцами.
К 1937 году поголовье было восстановлено и работа над породой продолжилась. Были основаны заводы на Украине и на южной границе РСФСР, где и велась селекция будущего Русского тяжеловоза. Но официально как порода русский тяжеловоз был зарегистрирован лишь в 1952 году.
Но получившаяся лошадь не отличалась большим ростом. Ее средний размер был около 152 см. Так как потребность в крупных ломовых лошадях на юге начала падать, то небольшая высота в холке оказалась даже преимуществом. По соотношению затраты/экономическая отдача характеристики породы Русских тяжеловозов выше среднего.
Благодаря своим качествам эта порода распространилась почти по всему СССР. Сегодня Русскую тяжеловозную породу разводят даже в Вологодской области, находящейся значительно дальше к северу, чем «родные» Полтава, Чесма или Деркуль.
Описание
Фото русского тяжеловоза демонстрируют ладную дельную лошадь с головой средних размеров и мощной, изогнутой аркой, шеей. Такая шея является отличительной особенностью Русского тяжеловоза. У двух других пород тяжеловозов «советского» производства шеи более прямые.
Голова широколобая, с выразительными глазами. Шея для тяжеловоза длинная, хорошо обмускуленная. Корпус мощный, с широкой, длинной и глубокой грудной клеткой. Широкая крепкая спина. Относительно длинная поясница. Ноги недлинные, с правильным поставом. «Щетки» на ногах умеренные.
Рост жеребцов 152 см, обхват груди 206 см, косая длина туловища 162 см. Обхват пясти 22 см. По сравнению с дореволюционным вариантом помесей, такие ноги при небольшом росте являются серьезным достоинством Русского тяжеловоза. Вес взрослых жеребцов 550—600 кг. Лошади отличаются скороспелостью, достигая почти полного развития в 3 года.
Масти Русский тяжеловоз унаследовал от своих предков Арденнов и Брабансонов. Основные масти, унаследованные от бельгийских пород – рыже-чалая и рыжая. Могут попадаться гнедые особи.
Нюансы содержания
На фото лошадь породы Русский тяжеловоз, а не раскормленный Советский, как можно было бы подумать, глядя на габариты. Это жеребец-производитель Сапсан 2006 года рождения. Это и есть основная проблема коней этой породы. При их неприхотливости и экономичности в содержании этих лошадей очень легко перекормить. На заводах же это основная проблема для производителей любой породы. Конюха постоянно стараются подкинуть жеребцу побольше овса и сена. Чтоб не оголодал, стоя без работы.
Если бы дело было только в жировых отложениях, то особого повода для беспокойства не было бы. Но у ожиревшего животного возникают те же заболевания, что и у людей с повышенным весом:
- нарушается работа сердечно-сосудистой системы;
- идет повышенная нагрузка на суставы ног;
- и специфическая проблема лошадей: ревматическое воспаление копыт.
Последнее наиболее опасно для любой лошади. В особо тяжелых случаях копыта сами снимаются со всех четырех ног и в этой стадии лошадь гуманнее усыпить. Даже воспаление среднего уровня оставляет последствия на всю оставшуюся жизнь коня.
Даже в рамках одной породы все лошади держат тело по-разному. Кому-то надо больше еды, кому-то меньше. Норма устанавливается «методом тыка».
В остальном Русский тяжеловоз – неприхотливая лошадь, не требующая особенных условий содержания.
Продуктивные характеристики
Жеребята отличаются быстрым развитием, в подсосный период прибавляя по 1,2—1,5 кг в сутки. Кобылы отличаются хорошей оплодотворяемостью: обычное количество получаемых жеребят 50—85 голов от 100 маток. При грамотном содержании получают даже 90—95 жеребят.
К плюсам этой породы можно отнести и продуктивное долголетие. Производящий состав кобыл Русского тяжеловоза используют до 20—25 лет. Молочная продуктивность кобыл мало уступает удойности некоторых пород крупного рогатого скота. Средняя удойность кобыл 2,5—2,7 тыс. л в год.
Применение
Благодаря своим небольшим размерам сегодня эта порода стала действительно универсальной и находит применение как в хозяйстве, так и в конно-спортивных клубах и в продуктивном коневодстве.
Благодаря спокойному характеру они годятся для начинающих всадников. Хотя нарушать технику безопасности и садиться в седло в легкой обуви или кроссовках, как на этом фото с лошадью породы Русский тяжеловоз, нельзя даже при флегматичном темпераменте коня.
Высокая скорость передвижения, свойственная далеко не всем породам тяжеловозов, позволяет запрягать коней этой породы в прогулочные экипажи.
Учитывая костюм кучера и строения на заднем плане, не совсем аутентичная порода для этой местности. Но в прогулочный экипаж их запрягают не так уж часто. Гораздо чаще эти лошади нужны, что подвезти сено, вывезти навоз, съездить в лес за дровами или выполнить другую домашнюю работу, необходимую в селе.
Отзывы
Заключение
Лошади породы русский тяжеловоз хорошо приспособлены к российскому климату и прекрасно себя чувствуют не только в относительно теплых районах, но и в северных регионах РФ. Это отличный помощник в работе по хозяйству.