В 1931 году партией перед коневодами была поставлена задача создать выносливую и неприхотливую армейскую лошадь на основе местного поголовья казахстанских степей. Неказистые и мелкие степные лошадки не годились для службы в кавалерии, зато обладали непревзойденными качествами, позволявшими им выживать в степи зимой без кормов. Запланированная властями порода лошадей должна была перенять эти способности, но быть крупнее и сильнее, другими словами, подходящей для службы в кавалерии.
Чистопородная казахская лошадь, как видно на фотографии была сродни монгольской породе и годилась разве что в обоз.
В Казахские степи были завезены жеребцы Чистокровной верховой породы для скрещивания с местными кобылами. До момента нападения Германии на СССР нужную лошадь вывести не успели. Собственно, ее вообще не успели вывести до того момента, когда в армии расформировали за ненадобностью кавалерию. Но «в каждой республике должна быть своя национальная порода». И работа над новой породой лошадей продолжалась до 1976 года, когда, наконец, смогли зарегистрировать Кушумскую породу лошадей.
Методы выведения
Для увеличения роста, улучшения внешнего вида и скорости казахских аборигенных кобыл случали с Чистокровными верховыми жеребцами. Но Чистокровки не обладают устойчивостью к морозам и способностью к тебеневке. Для отбора жеребят необходимых качеств, маточные табуны круглогодично содержали в степи. Слабые жеребята в таком случае не выживают.
Даже сегодня в Казахстане устраивают традиционные скачки на годовалых жеребятах. Учитывая скудость ресурсов казахстанской степи такое отношение более чем оправданно: чем раньше погибнут слабые, тем больше пищи останется выжившим. Подобный отбор практиковался и при отборе Кушумских лошадей.
Позже, кроме помимо Чистокровных верховых, казахских кобыл скрещивали с Орловскими рысаками и Донскими жеребцами. Потомство, начиная с 1950 года и вплоть до 1976 года, использовали в сложном воспроизводительном скрещивании. При регистрации Кушумская порода лошадей была названа по имени реки Кушум в Западном Казахстане, в районе которой и вывели новую национальную породу.
Описание
Кушумская лошадь сегодня – одна из наиболее качественных казахских пород. Эти лошади имеют приличные размеры по сравнению со степным аборигенным поголовьем, но ведут такой же образ жизни.
Рост кушумких жеребцов не уступает размерам многих лошадей заводской породы: высота в холке 160 см при косой длине туловища 161 см. Фактически это означает, что племенной кушумский жеребец имеет квадратный формат. У степных аборигенных лошадей формат – лежащий прямоугольник. Обхват груди у жеребца 192 см. оБхват пясти 21 см. Индекс костистости 13,1. Живая масса жеребца 540 кг.
Формат кушумских кобыл несколько длиннее. Их высота в холке 154 см при длине корпуса 157 см. Кобылы достаточно мощные: обхват груди 183,5 см при обхвате пясти 19,3 см. Индекс костистости кобыл 10,5. Живой вес кобылы 492 кг.
В связи с отменой потребности в кавалерийских лошадях Кушумцев стали переориентировать на мясо-молочное направление. Сегодня считается достижением, что средняя масса сегодняшних кушумских лошадей несколько увеличилась по сравнению с 70-ми годами прошлого века. Но еще в 70-х годах привезенные на ВДНХ СССР кушумские жеребцы весили более 600 кг.
Сегодня средний вес новорожденного жеребенка колеблется от 40 до 70 кг. Молодняк весит в пределах 400—450 кг уже в возрсате 2,5 года. Кобылы на пике лактации и хороших кормах дают в сутки 14—22 л молока. От 100 кобыл ежегодно рождается 83—84 жеребенка.
Кушумские лошади имеют правильные пропорции заводских пород. У них некрупная пропорциональная голова. Шея средней длины. Корпус короткий, компактный. Кушумцы отличаются глубокой и широкой грудной клеткой. Длинная косая лопатка. Ровная крепкая спина. Короткая поясница. Круп хорошо развит. Здоровые, крепкие, сухие ноги.
Мастей в породе фактически две: гнедая и рыжая. Встречающаяся в описаниях бурая масть на самом деле является наиболее темным отмастком рыжей масти.
Кушумские лошади отлично приспособлены к жизни в степях и по своей плодовитости не отличаются от других казахских пород. Обладают устойчивостью к некробациллезу и кровепаразитарным заболеваниям.
В породе сегодня сложилось три типа: массивный, основной и верховой. На фото ниже верховой тип Кушумской лошади.
Массивный тип более пригоден к получению мясной продукции. Это наиболее тяжелые лошади, хорошо нагуливающие вес.
Сегодня основная работа с Кушумской породой ведется в конезаводе ТОО «TS-AGRO», находящемся в городе Актоб.
На сегодняшний день TS-AGRO – основной племрепродуктор Кушумской породы. Только в его ведении находится 347 племенных кобыл. Племенной молодняк продают в другие хозяйства.
Кроме этого племрепродуктора, Кушумскую породу лошадей разводят также в Краснодонском и Пятимарском конезаводах.
В TS-AGRO ведут планомерную селекционную работу под руководством С. Рзабаева. Работу проводят с уже существующими высокопродуктивными линиями и закладывают основу новых линий.
Характер
Как и все породы с аборигенными корнями, Кушумские лошади особой покладистостью не отличаются. Особенно это касается косячных жеребцов, круглогодично охраняющих свой гарем от различных опасностей. Кушумцам присуще самостоятельное мышление, хорошо развитый инстинкт самосохранения и собственное мнение на происходящие вокруг события и требования ездока.
Применение
Кроме обеспечения населения Казахстана мясом и молоком, Кушумские лошади способны сослужить службу в перевозке грузов и конных перегонах скота. Испытания на пробегах показали, что за сутки Кушумцы могут пройти за сутки более 200 км. Время прохождения пробега на 100 км составило 4 ч. 11 м., то есть средняя скорость движения превышала 20 км/ч.
Кушумцы показывают неплохие результаты на испытаниях в упряжи. Время прохождения дистанции 2 км рысью с тягловым усилием 23 кг составило 5 мин. 54 сек. Шагом при тягловом усилии 70 кг эта же дистанция была преодолена за 16 мин. 44 сек.
Отзывы
Заключение
Кушумская порода лошадей сегодня относится к мясо-молочному направлению, но на деле она получилась универсальной. В зависимости от типа коней этой породы можно использовать не только для продуктивного коневодства, но и для длительных поездок при кочевом животноводстве.