Содержимое
Корабельная сосна растет столетие, прежде чем ее можно использовать для судостроения. Древесина такого дерева отличается прочностью и смолистостью. Эта особая прочность объясняется тем, что корабельные сосны закалены суровыми климатическими условиями произрастания: их естественным ареалом являются запад и северо-восток Северной Америки.
Какие сосны называют корабельными
Корабельными считаются сосны, которые отвечают требованиям по высоте и структуре: так, высота ствола должна быть порядка 40 м, а диаметр – не менее 0,4 м. Чаще других необходимым характеристикам соответствуют красный, желтый и белый виды этих хвойных деревьев.
Красная сосна растет на возвышениях и сухой каменистой почве супесчаного и суглинистого типов, имеет мелкослойную смолистую древесину, которая обладает высокой плотностью. Ствол дерева достигает 37 м в высоту и 1,5 м в диаметре. Цвет ядра обычно красный либо желто-красный, кора — красно-коричневая, с чешуйчатыми пластинами и бороздами, крона имеет круглую форму.
Древесина желтой, или орегонской, сосны прочная, при этом отличается легкостью и упругостью, а также обладает особой устойчивостью к огню. Высота желтой корабельной сосны может достигать 40 — 80 м; размер в диаметре ствола — от 0,8 до 1,2 м, сучьев — до 2 см. Кора имеет желто- либо красно-коричневый оттенок. Молодые ветви имеют оранжево-коричневый окрас, но постепенно темнеют. Ствол покрывают трещины и чешуйчатые пластины. Форма кроны – округлая либо конусоподобная, мелкие ветви растут раскидисто вверх или вниз.
Для белой корабельной сосны характерна древесина меньшей плотности и слоистости, однако, при этом материал хорошо поддается обработке, качественно пропитывается, не коробится. Ствол прямой, вырастает до 30 — 70 м в высоту и от 1 до 2 м в диаметре. На срезе ядро бледно-желтое, цвет коры – светло-серый. Постепенно дерево темнеет, покрывается трещинами и пластинами, которые дают фиолетовый оттенок. Белая разновидность сосны растет в болотистых низинах на глинистой почве.
Особенности корабельных сосен
Красный, желтый и белый виды сосны наиболее востребованы в судостроении в связи с закалкой древесины холодными условиями погоды: в итоге материал достигает необходимого высокого качества.
Так, хорошие экземпляры корабельных сосен обладают следующими характеристиками:
- высота дерева –40 м и больше, диаметр – 0,5 м и больше;
- прямой ствол;
- отсутствие сучков и ответвлений в основании дерева;
- высокая смолистость;
- легкая, упругая и прочная древесина.
Требуется по меньшей мере 80 лет, чтобы выросло дерево с такими свойствами. Особенно ценными считают экземпляры старше 100 лет.
Корабельные сосны защищены от загнивания большим количеством смолы: благодаря смолистости и легкости они также отлично сплавляются руслом реки. Это значительно облегчает транспортировку к месту постройки.
Древесина с северной стороны сосен плотнее по структуре и имеет более тонкие слои, поскольку на нее приходится меньше тепла и солнечного света. Это делает ее крепче и дает использовать в качестве материала для самых важных деталей. Корабельная сосна имеет оригинальный естественный рисунок, красивую фактуру, ровные древесные волокна: такой материал считают идеальным для судостроения.
Где в России растут корабельные сосны
Сосновые деревья, пригодные для кораблестроения, произрастают в условиях сурового климата, а также в засушливых и горных регионах. В зонах с мягкими климатическими условиями, например, в Крыму, они встречаются реже.
Так, на территории России корабельные сосны растут в лесах тайги, в средней полосе, на Северном Кавказе. Существуют заказники, в которых их защищают от вырубки. Охраняемая зона с корабельными соснами есть, к примеру, на границе Республики Коми и Архангельской области. Эти края некогда описал М. Пришвин в повести «Корабельная чаща». В 2015 году в этот край отправилась научная экспедиция. Исследователи обнаружили сосновые массивы, среди которых встречаются деревья возрастом до 300 лет.
Узнать больше об экспедиции в корабельные чащи Архангельской области можно из видео:
Известен памятник природы «Мачтовый бор» в Воронежской области, где был посажен первый в России корабельный лес. Здесь представлены старейшие сосновые виды из Усманского бора. Средние показатели насаждений по высоте составляют 36 м, а по диаметру – около 0,4 метров. В 2013 году «Мачтовый бор» был причислен к категории особо охраняемых природных объектов.
Еще Петр I придал сосновым рощам статус заповедных, особенно охранялись деревья шириной полметра в отрубе. Понимая, что корабельные деревья растут крайне долго, он приказал заложить мачтовый, или корабельный лес, для строительства флота в будущем.
Петр I выбрал Выборгский уезд (сейчас Выборгский район), а именно — местность поблизости р. Линдуловки. Там и основал рощу, высадив первые семена, а уже после смерти русского правителя Фердинанд Фокель занимался размножением корабельных лесов. Чтобы ограничить свободную вырубку лесов и предотвратить, таким образом, их уничтожение, царь позаботился о государственном контроле с огромными штрафами за самовольно вырубленные деревья. Ныне посадки в этой местности постоянно продолжаются. В 1976 году здесь основали ботанический заказник «Линдуловская роща».
Использование сосен в кораблестроении
Прежде чем появился металл, древесина служила основным материалом в судостроении. Название «мачтовая» сосна заслужила еще и тем, что идеально подходила для изготовления мачты на парусник: для этого использовали высокое стройное дерево диаметром от полуметра, древесина его особенно прочна в центре ствола, у ядра.
Наиболее стойкую сосновую древесину также использовали для изготовления корпуса: в первую очередь, для этого подходила красная сосна. Сейчас из нее изготавливают обшивку настил как для внутренних, так и для наружных палуб. Подходит она и для обрешетника – каркаса, что используется для крепления настила и зашивки площадок.
Основное применение желтой корабельной сосны – создание рангоутов, то есть брусьев, что поддерживают паруса. Белая сосна, как наименее прочная, используется в качестве материала для изготовления шаблонов, временных лесов, различных подручных средств. Корабельщики применяли не только древесину, но также и смолу: ею пропитывали детали, канаты и паруса.
В современном судостроении, помимо настила, древесина используется также для обшивки и внутренней отделки судна.
Заключение
Корабельные сосны получили такое название благодаря особым характеристикам, что позволяют использовать их в кораблестроении. Сегодня применение древесины в этой области ограниченно, однако ранее сосна была одним из основных ценных строительных материалов.